Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
^Back To Top
Get Adobe Flash player

ГосУслуги

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Вход на сайт

 

Памятка для учителей начальных классов

Памятка для учителей начальных классов.

Логопедические ошибки при дисграфии

ДИСГРАФИЯ – это частичное нарушение процесса письма проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
При дисграфии отмечаются следующие группы ошибок: 

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, слухового восприятия и памяти: 

• Пропуски букв и слогов (трава – «трва», принёс – «пинёс» ). 

• Перестановки букв и слогов (окно – «онко», взял – «звял», переписал – «пеперисал»). 

• Недописывание букв и слогов (красный – «красны», лопата – «лопат» ). 

• Наращивание слов новыми буквами и слогами (трава – «тарава», бабушка – «бабабушка»). 

• Искажение слов ( на охоту – «наотух»). 

• Замена одной буквы на другую (жуки – «зуки», банка – «панка»). 

• Нарушения смягчения согласных (васильки – «василки», смяли –«смали»). 

2. Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза: 

• Слитное написание слов и их произвольное деление (наступила – «на ступила», висит на стене – «виситнастене», устала - «у стала»). 
• Неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений. («Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная ему надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.»). 
3.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороной речи: 

• Аграмматизмы («Саша и Лена «собираит» цветы. Дети сидели на «большими» стулья.») 

• Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок ( в кармане – «вкармане», прилетели – «при летели», по дороге – «подороге»).
4.Ошибки, обусловленные заменой по принципу оптического сходства букв и искажённое их написание. 

• Замены букв О-А («бонт», «куполся, «ураки», «глозки»), 

• Замены букв Б-Д («людит», «рыдолов», «»убача», «ядлоки»). 

• Замены букв И-У («прурода», «села миха», «на береги», «кукишка», «зелёный кист» ). 
и др.      Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, как правило, велико, и логопед не имеет возможности оказать помощь каждому ученику. Кроме того, из теории и практики известно, что для эффективного устранения какого – либо нарушения в развитии ребенка требуется комплексный подход, т.е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка, учителя и других специалистов, работающих в школе. В первую очередь логопед организует сотрудничество с учителем начальных классов. Он помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка.

     Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой являются партнерами в процессе коррекционной работы.

     Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы. Поэтому при разговоре с учителем важно учитывать следующие моменты:

•        не употреблять сложные специфические, малопонятные термины;

•        обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой – нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления;

•        максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка;

•        при выборе путей решения проблем и их анализе опираться, прежде всего, на мнение учителя, даже если логопед с ним в чем-то не согласен.

     Логопед и учитель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для нахождения общих путей решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯМушанова ПАВЛА СЕРГЕЕВИЧА

 

 

 

 

 

 

 Разработала учитель-логопед Ушакова О.Р.

 

КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАВЛА

 

Психолого-логопедическое обследование показывает:

1.При первичном логопедическом обследовании мальчик вступил в контакт с логопедом, проявил интерес к предложенной игровой деятельности,  понял условие задания. Заинтересовался  компьютерной игрой.Представление о себечёткие: откликается на имя,фамилию.Мальчик общается со взрослыми на эмоционально-личностном уровне, экспрессивно-мимическими средствами и сформированными звуками.

2.Мальчик моторно ловок .

Задание на развитие общей моторики выполняет, но не в полном  объеме. Переключаемость движений медленная.

 Мелкая моторика рук  развита.

3.Ребёнок в ограниченной степени понимает речь взрослого, но не говорит. Отмечается  системное недоразвитие речи. Мальчик  владеет  некоторыми элементарными словами , пытается повторять слова.

4.Работоспособность средняя, внимание неустойчиво, затруднён перевод из кратковременной в долговременную память

 

 

3. Состояние артикуляционного аппарата :

  -носогубные складки норма,

  - губы:норма

  - зубы: крупные.

  - челюсти: норма.

  - прикус: норма

  - нёбо: твёрдое-норма

мягкое-норма:

 

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

Несформированность языковых средств(системное недоразвитие речи ),алалия.

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

 

Iчасть: условия коррекции

 

Всем взрослым необходимо соблюдать единые требования в воспитании и обучении ребёнка.

1.Укреплять здоровье ребёнка,  чётко соблюдать режим дня. Занятия проводить в первой и второй половине дня. Продолжительность индивидуальных занятий на начальном этапе 10-15 минут, далее увеличивая время до20 минут .В вечернее время родители  проводят индивидуальные занятия с ребёнком по заданию логопеда.

 

 

2.Перед артикуляционной гимнастикой,  необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания .Упражнения выполняются ,как в положении сидя, так и в положении стоя.Достаточно3-5 повторений.

3.При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность -от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

Главное, чтобы упражнения выполнялись правильно.

 

Подбор материала:Игровой и дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям и уровню речевого развития ребёнка, задачам коррекционно – развивающего обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

IIчасть Содержание  коррекционно – развивающего обучения.

 

 

                                      ЦЕЛЬ:

 

·       Развитие неречевых психических функций:

-слухового восприятия,  внимания, памяти,

-зрительного восприятия, внимания, памяти,

-психомоторики: общей, ручной, пальчиковой, мимической;

-памяти: слуховой, зрительной, моторной;

-невербального мышления

·       Работа над дыхательно – голосовой функцией  и просодическими сторонами речи.

·       Проведение пассивной артикуляционной гимнастики.

·       Развитие понимания обращенной речи.

·       Формирование фонетико-фонематического слуха.

·       Уточнение артикуляции имеющихся звуков, постановка свистящих, шипящих, соноров

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

 

·        Развивать у Павла                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              слуховое восприятие при различении неречевых звуков, например , звучащих предметов- сначала контрастных по восприятию, затем сходных

 

·        Способствовать развитию слуховой памяти, слухового внимания в игровых ситуациях ( выделять определённо звучащийпредмет из 2-3,мальчик   должен уметь определять направление звучания, запомнить звучание предметов в данной последовательности, после изменения порядка звучания предложить восстановить прежний порядок звучания.)

 

·        Продолжать развивать зрительное восприятие на материале предметов , картинок

 

·        Развивать зрительное внимание и память  мальчика. Павел должен восстановить прежний порядок после того, как логопед за его спиной меняет местами предметы или мальчик должен запомнить определённый предмет, затем найти её в ряду из 4-5 предметов.

 

Игры и упражнения:  «Что звучит?», «На чем играю?», «Где позвонили?», «Чего не стало?»

 

 

 

·        Развивать психомоторику:

 

-общую(упражнять Павла в ходьбе на полной ступне, на носках, на пятках, учить скакать на правой и левой ногах

-ручную ( поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону, имитировать крылья ветряной мельницы, имитировать полёт птиц);

-пальчиковую моторику в специальных упражнениях и играх (шнуровка, бусы, игры-застёжки, прищепки); массажировать пальцы рук; проводить пальчиковую гимнастику с Павлом с речевым сопровождением и без него.

 

·        Развивать моторную память( предложить повторить по памяти 2-3 движения , ранее показанных логопедом.)

 

·        Развивать невербальное мышление: разложить серию картинок  в логической последовательности; разложить изображения овощей и фруктов ( или из других групп) в две группы; исключение 4-го лишнего)

 

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ - ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ

 

При коррекции  моторной алалии особенно эффективен логопедический массаж

 

 

 

 

СХЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ЛИЦА.

 

Массаж лба:

1.Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживающий.

2.Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: поглаживающий.

3.Направление движения от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: разминающий

4.Направление движения:  от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: вибрационный.

 

Массаж щёк.

 

5.Направление движения от уголков рта к  вискам по щёчной мышце.

Тип движения: разминающий, растягивающий.

6.Направление движения от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягивающий, поглаживающий.

 

Массаж носа

 

7.Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.

Тип движения поглаживающий, растирающий, вибрационный.

 

Массаж носогубной складки

 

8.Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Тип движения : поглаживающий.

 

Массаж рта

 

9. Направление движения от середины верхней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

10.Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.

 

Массаж подбородка

 

11.Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

 

 

 

 

Массаж шеи

 

12.Направление движения :вдоль грудинно -ключично-сосцевидной мышцы.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

 

Гимнастика для  мышц шеи.

 

Гимнастика для мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомендуется:

 

1.Наклоны головы вправо-влево и вперёд -назад с наращиванием нагрузки от 1-3 до 10-12раз.

2.Круговые движения головой- не более 3 раз в каждую сторону.

 

 

 

 

ЛОГОРЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

 

 

 

 

Массируемые мышцы

языка

Направление движения

Тип движения

продольные мышцы

от корня или средней части к кончику

поглаживающие

вертикальные мышцы

от корня языка к кончику и обратно

ритмичное надавливание. Проведение щетиной зубной щётки

поперечные мышцы

из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно

поглаживающие

Активизация мышц

от корня к кончику

вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щётки

Подъязычная уздечка

снизу вверх до лёгких болевых ощущений

потягивание

 

 

 

 

 

РАБОТА НАД ПРАВИЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ

 

Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов.

 

Проведение с Павликом специальных упражнений, направленных на выработку правильной воздушной струи, в которых вдох и выдох носом чередуется со вдохом и выдохом ртом:

1.Вдох носом – выдох ртом;

2 Вдох-выдох носом

3.Вдох-выдох ртом.

4.Вдох ртом, выдох - носом

Во время проведения дыхательной гимнастики необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался

 

 

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов.

 

 

Предложить Павлу задуть свечу с расстояния 15-20 см, затем с более далёкого расстояния. Предложить  попробовать сдуть ватку с ладони

-Обучать спокойному и плавному выдоху

-Обучать длительному выдоху , плавающие в воде.. Этому способствует:

дутьё на лёгкие  пластмассовые игрушки;

 дутьё через трубочку в бутылочку с водой;

 дутьё на шарики и карандаши,

 игра в мыльные пузыри.

 

 

Дыхательные упражнения, способствующие выработки  плавной и длительной воздушной струи:

«Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Кораблик»,

«Живые предметы», « Шторм в стакане», «Задуй свечу», «Чей пароход лучше гудит?»,

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ

 

-Учить выполнять действия по словесной инструкции:

«Покажи, где тётя? Вот она, Покажи, где у тёти глазки? Вот они. Покажи, где у тёти  ручки? Вот они»;

-Учить выполнять задание по речевой инструкции, включая 1, 2, 3 действия:

Возьми куклу .Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми»;

-Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за.

(«Поставь  машинку на стол. Поставь матрёшку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машинку, она под столом»)

 

 

        

 

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

 

-Побуждать повторять звуки, слоги,  простые слова..

-Прослушивать звуки живой  и неживой природы, звуки речи.

-Петь песенки со звукоподражанием.

-Побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках

 и стихах (например, уронили Мишку (на пол)).

 

 

 

 

 ВОСПИТАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ

 

 

Пассивная артикуляционная гимнастика

 

Для развития подвижности артикуляционных органов необходимо проводить с Павликом пассивную артикуляционную гимнастику. Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений:

 

1.     Собирание губ в «Трубочку».

2.     Растягивание губ в улыбку.

3.     Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен

4.     Опускание нижней губы с обнажением дёсен.

5.     Приподнимание кончика языка шпателем  к твёрдому нёбу или верхней губе.

6.     Подтягивание языка вперёд: язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.

 

 

 

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики

 

 

1.ОКОШКО             На счёт  «раз» широко открыть рот, на счёт «два»      закрыть рот.

2.ЛЯГУШКА           Улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5.

                                 Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

3.ХОБОТОК            Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5.

 

4.ЛЯГУШКА -         На счёт «раз» -«два» чередовать упражнение «Лягушка» и  упражнение «Хоботок»

 ХОБОТОК             

 

5.ЛОПАТОЧКА      Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

 

6.ТРУБОЧКА.         Открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

 

7.ТОЛСТЯЧОК       а) Надувание обеих щёк одновременно.

                                 б) Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)

 

8.ХУДЫШКА         Втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти сомкнутых губах.

 

9.НАКАЖЕМ          Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине

НЕПОСЛУШНЫЙ   от кончика до корня, попеременно высовывая и снова

ЯЗЫК                      втягивая.

 

 

10.ПРИЧЕШЕМ      Губы в улыбке , зубы сомкнуты.Широкий язык

ЯЗЫЧОК                протискивается наружу между зубами, так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка

 

11.ЧАСИКИ           Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два»  из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

 

12.КАЧЕЛИ           Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два»  поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

 

УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ ЗВУКОВ, ПОСТАНОВКА ОТСУТСТВУЮЩИХ

 

Уточнение артикуляции гласных звуков.

Уточнение артикуляции свистящих звуков.

Уточнение артикуляции шипящих звуков

Уточнение артикуляции сонорных звуков.

Уточнение артикуляции аффрикат.

 

ПОСТАНОВКА ОТСУТСТВУЮЩИХ ЗВУКОВ

 

Постановка свистящих согласных звуков (с, сь, з, зь ), звука «Ц»

 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад   звуков С-СЬ-З-ЗЬ

1.Лягушка - Хоботок

2.Лопаточка.

3.Накажем непослушный язык:

-Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»

 

4.Киска сердится:

-Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы.

На счёт1-выгнуть спинку горкой.упираясь кончиком в нижние зубы. на  2-вернуться в исходное положение.

 

5.Упрямый ослик:

-Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ИЕ»

Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

 

6.Трубочка.

 

7.Чистим нижние зубки:

-Улыбнуться, приоткрыть рот .Кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо -влево. Нижняя челюсть неподвижна.

 

8.Качели.

 

9.Посчитай нижние зубки.

-Улыбнуться, приоткрыть рот Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА  «С»

 

1 АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «С»:

 

 -Кончик языка упирается в передние нижние зубы,

  -губы в улыбке не закрывают зубов

  -зубы сомкнуты или сближены

  -воздух выдувается с силой посередине языка; на ладони, поднесённой ко

рту, ощущается резкая холодная струя

  -звук «С» глухой

  - слышится песенка водички: «ссс»

 

2.Постановка звука «С»

3.Активизация звука «С» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «С» в словах

5.Активизация звука «С» во фразовой речи.

 

 

 

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА  «З»

 

1АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «З»:

 -Кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке.

-зубы сомкнуты или сближены

-ощущается резкая холодная струя воздуха;

-звук «З» звонкий

- слышится песенка комарика «ЗЗЗ»

2.Постановка звука «З»

3.Активизация звука «З» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «З» в словах

5.Активизация звука «З» во фразовой речи.

 

Постановка звука «Ц»: 

 

1.Артикуляция звука «Ц»

-Кончик языка, как при произнесении звука «С», упирается в передние нижние зубы.

Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом.

Язык широко распластан, боковые края напряжены.

В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом.

Кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи;

-Губы растянуты в улыбке,

-Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены.

-Воздух выдыхается толчком в момент размыкания нёба с языком. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха,

Звук «Ц»- твёрдый, глухой.

         При произнесении звука «Ц» выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука «Т», а произнесение звука «С»  придаёт звуку «Ц» свистящий оттенок.

2.Постановка звука «Ц»

3.Активизация звука «Ц» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «Ц» в словах

5.Активизация звука «Ц» во фразовой речи.

 

 

Постановка шипящих звуков «Ш», «Ж»

 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж

1.Лягушка-Хоботок

2.Лопаточка

3.Накажем непослушный язык

4.Чашечка:

-Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до 5.Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

5.Бублик:

-Выполнить упражнение Хоботок. Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы Следит,, чтобы зубы были сомкнуты.Удержать губы в таком  положении под счёт до5.

6.Фокус:

-Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

7.Лошадка:

-Улыбнуться, открыть рот, .Пощелкать. как цокают лошадки. Рот при этом открыт.Следить, чтоб язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

8.Маляр:

-Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

9.Вкусное варенье.

-Улыбнуться, открыть рот. Языком , в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

10.Грибок

-Улыбнуться, открыть рот Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба. А подъязычная уздечка -ножка. Кончик языка не должен подворачиваться. Губы в улыбке.

11.Гармошка:

-Положение языка, как в упражнении грибок. Губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.

 

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ш»:

 

1АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «Ш»:

 -Кончик языка поднят к передней части нёба, ноне прижат;

 -боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

 -губы округлены и вытянуты вперёд;

 -зубы сомкнуты, либо сближены.

Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая воздушная струя

2.Постановка звука «Ш»

3.Активизация звука «Ш» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «Ш» в словах

5.Активизация звука «Ш» во фразовой речи.

 

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ж»:

 

1АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «Ж»:

 -Кончик языка поднят к передней части нёба, ноне прижат;

 -боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

 -губы округлены и вытянуты вперёд;

 -зубы сомкнуты, либо сближены.

Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая воздушная струя.

Звук «Ж» произносится с голосом, он звонкий

2.Постановка звука «Ж»

3.Активизация звука «Ж» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «Ж» в словах

5.Активизация звука «Ж» во фразовой речи.

 

Постановка сонорных звуков «Л», «Р»

 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков  Л-ЛЬ

 

1.Лягушка-Хоботок

2.Лопаточка

3.Накажем непослушный язычок.

4.Вкусное варенье

5.Качели.

6.Пароход:

-Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

7.Индюк:

-Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение широким передним краем по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, что бы слышалось «бл-бл-бл». Следить, что бы язык не сужался, он

 должен быть широким

8.Маляр

9.Чистим верхние зубы.

-Улыбнуться, приоткрыть рот.

-Кончиком языка почистить верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

10.Посчитай зубки.(В этом комплексе считаем верхние зубы)

11.Поймай звук «Л»

-Улыбнуться. Во время произнесения звука «А» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, послышится звук «Л»

 

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «Л»

 

-Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба, с включением голоса остаётся неподвижным.

-По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.

-Губы открыты. -Зубы разомкнуты.

-Воздух выдыхается умеренной струёй; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха

Звук «Л» звонкий

2.Постановка звука Л»

3.Активизация звука «Л»  в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «Л»   в словах

5.Активизация звука «Л» во фразовой речи.

 

Звук «ЛЬ» легко ставится по подражанию при условии

 хорошего  произнесения твёрдого звука «Л»

 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков «Р»,»РЬ»

1.Качели.

2.Маляр

3.Чистим верхние зубки.

4.Посчитай верхние зубки.

5.Лошадка.

6.Грибок.

7.Гармошка.

8.Барабан.

-Улыбнуться, открыть рот.многократно и отчётливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот открыт.

9.Комарик

-Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы;

Длительно произнести звук З-З-З.

10.Моторчик.

Основное упражнение:

Во время длительного произнесения звука З-З-З или Д-Д-Д быстрыми движениями плоской ручкой чайной ложки, шпателем, соской, зондом с шариковым наконечником или просто чистым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

 

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «Р»

 

1Кончик языка поднят к нёбу.

Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

2.Губы открыты.

3.Зубы разомкнуты.

4.На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная воздушная струя.

5.Звук «Р» звонкий

 

2.Постановка звука  «Р»

3.Активизация звука «Р»,  в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «Р»,   в словах

5.Активизация звука «Р»,» во фразовой речи.

 

Звук «РЬ» , как и звук «ЛЬ», обычно ставится по подражанию при условии хорошего произношения  звука «Р».

Работа начинается с произношения слогов, слов.а затем предложений.

 

 

IIIчасть: рекомендации родителям

 

1.Массаж рекомендуется выполнять через день.

2.Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артикуляционной гимнастикой.

3.Перед артикуляционной гимнастикой , которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.

4.Дыхательные упражнения выполняются в положении стоя в естественной позе, не напрягаясь.

5.При выполнении  комплекса артикуляционных упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых  упражнений к более сложным

6.На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

7.Количество повторов каждого упражнения  от 2 до 10-15 раз

 

Главное, чтобы упражнения выполнялись правильно.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Волкова Г.А. Психолого – педагогическая коррекция развития и воспитания

детей.

Е. КраузеЛогопелический массаж. Артикуляционная гимнастика.

Мелехова Л.В., Фомичёва М.Ф Речь дошкольника и её исправление.

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина Основы логопедии.

Громова О.Е.Методика формирования начального детского лексикона.

Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей.