Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
^Back To Top
Get Adobe Flash player

 

Министерства образования РФСсылка на информационный портал ЕГЭСсылка на сайт министерсвта образования Иркутской области

 

Вход на сайт

погода

 

Уважаемые родители, учащиеся, педагоги, гости нашего сайта!

 

В МОУ Усть-Ордынская СОШ №2  осуществляется инклюзивное образование.

 

Частью 27 статьи 2  Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» впервые определено понятие "инклюзивное образование".

 "Инклюзивное образование"  - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивная школа способствует социальному развитию общества посредством поддержания философии принятия каждого ребенка и гибкости в подходах к обучению.  

  Инклюзивная школа способствует формированию общества, в котором будет оценена индивидуальность каждого его члена, и в котором каждый член может получить помощь и поддержку.

         Федеральный Закон N 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., регламентирует право детей с ОВЗ и инвалидов на образование в течение всей жизни обязывает создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названной категории, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности,

Получение названной категорией обучающихся качественного доступного общего, затем профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Частью 16 статьи 2 Закона впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья", которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид" (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В связи с тем, что в настоящее время отсутствует исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, Минобрнауки России считает целесообразным рекомендовать ПМПК принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК.

Основные принципы, которыми руководствуется в работе МОУ Усть-Ордынская СОШ №2:

- принцип разнообразия социкультурной среды развития и воспитания ребенка (ребенок с ОВЗ должен видеть вокруг себя не только "нетипичных", особенных детей, но и здоровых;

- принцип развития адаптивности как свойства личности (в процессе обучения и воспитания необходимо постепенно, поэтапно и вариативно приспосабливать ребенка с ОВЗ к реальным условиям жизни в современном социуме, формируя и развивая необходимые умения, навыки в сфере коммуникаций, социального взаимодействия и др.);

- принцип пропедевтики (необходимо систематически и целенаправленно вести работу по профилактике и устранению комплекса неполноценности);

- принцип коррекционно-развивающего преодоления (важно каждодневно формировать у обучающего умения, навыки в сфере преодоления тех или иных трудностей);

- принцип интеграции (синергентическое единство при работе с ребенком с ОВЗ психолого-педагогического, лечебного и социального воздействия);

- принцип прогностичности (следует целенаправленно, систематически, методически грамотно обсуждать с обучающимся его жизненные, профессиональные перспективы).

 

Особенности организации профессионального ориентирования в инклюзивных школах

 

Важным условием перехода к инклюзивной форме образования и его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, педагоги, оказывающие подобную поддержку, называются тьюторами (от англ. tutor - наставник, опекун; лат. tueor - наблюдение и забота).В нашей школе  введена должность тьютора

 

Тьютор - это лицо, которое организует условия для реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося, и именно эта функция является главной для тьюторства в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В инклюзивном образовании тьютор выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы, помогая ребенку, контролируя его состояние, поддерживая его как в образовательном процессе, так и коммуникативном плане.

 Тьютор выступает в качестве специалиста, который организует условия для успешной адаптации ребенка с ОВЗ, его эффективной включенности в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.. В идеале учитель разделяет ответственность с тьютором за качество образовательного процесса,  тьютор облегчает методическую нагрузку учителя.

Таким образом, задачей образовательной организации инклюзивного типа  является создание  особой социально-психолого-педагогической среды функционирования учебно-воспитательного процесса, в которой   организованы оптимальные условия для личностного развития каждого "нетипичного" обучающегося с учетом специфики его нозологии. С другой стороны, необходимо создать такую атмосферу, в которой бы учащиеся с нормальным развитием (как писали ранее в медицинских справках "практически здоровые") научились бы понимать, принимать "нетипичных" учащихся, сотрудничать и взаимодействовать с ними по достаточно широкому спектру различных видов деятельности. Создание безбарьерной среды, зон отдыха, кабинетов логопедии, психологии, лечебной физкультуры отвечающим всем требованиям, - одна из первейших задач.

 Важна подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов готовых работать в инклюзивной среде,  службы психолого-медико-педагогического сопровождения (психологи, социальные педагоги, медицинские работники, педагоги-дефектологи) В круг функциональных обязанностей данных специалистов  входит работа (в вариативных формах: индивидуальные беседы, тренинги, семинары, и т.д.) по социально-психологической (в некоторых случаях и по специально-методической) поддержке педагогов, учителей, членов семей учащихся с ОВЗ; предоставление субъектам инклюзивного образовательного процесса необходимой ситуативной консультативной помощи социально-психологического, методического, социально-медицинского, социально-педагогического характера.

Таким образом, образование детей с ОВЗ и инвалидностью является одним из приоритетов в деятельности  МОУ Усть-Ордынская СОШ №2


Нормативно-правовые документы


 

Федеральные документы
Региональные документы
Муниципальные документы
Документы МОУ Усть-Ордынской СОШ №2

Материалы районного семинара "Реализация ФГОС НОО для детей с ОВЗ и УО (интеллектуальными нарушениями). Коррекционно- развивающая работа с детьми с нарушениями интеллекта"

Ученик не сосуд, который надо заполнить,

а факел который надо зажечь!