Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
^Back To Top
Get Adobe Flash player

Вход на сайт

погода

 

Уважаемые родители, учащиеся, педагоги, гости нашего сайта!

 

В МОУ Усть-Ордынская СОШ №2  осуществляется инклюзивное образование.

 

Частью 27 статьи 2  Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» впервые определено понятие "инклюзивное образование".

 "Инклюзивное образование"  - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивная школа способствует социальному развитию общества посредством поддержания философии принятия каждого ребенка и гибкости в подходах к обучению.  

  Инклюзивная школа способствует формированию общества, в котором будет оценена индивидуальность каждого его члена, и в котором каждый член может получить помощь и поддержку.

         Федеральный Закон N 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., регламентирует право детей с ОВЗ и инвалидов на образование в течение всей жизни обязывает создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названной категории, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности,

Получение названной категорией обучающихся качественного доступного общего, затем профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Частью 16 статьи 2 Закона впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья", которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид" (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В связи с тем, что в настоящее время отсутствует исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, Минобрнауки России считает целесообразным рекомендовать ПМПК принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК.

Основные принципы, которыми руководствуется в работе МОУ Усть-Ордынская СОШ №2:

- принцип разнообразия социкультурной среды развития и воспитания ребенка (ребенок с ОВЗ должен видеть вокруг себя не только "нетипичных", особенных детей, но и здоровых;

- принцип развития адаптивности как свойства личности (в процессе обучения и воспитания необходимо постепенно, поэтапно и вариативно приспосабливать ребенка с ОВЗ к реальным условиям жизни в современном социуме, формируя и развивая необходимые умения, навыки в сфере коммуникаций, социального взаимодействия и др.);

- принцип пропедевтики (необходимо систематически и целенаправленно вести работу по профилактике и устранению комплекса неполноценности);

- принцип коррекционно-развивающего преодоления (важно каждодневно формировать у обучающего умения, навыки в сфере преодоления тех или иных трудностей);

- принцип интеграции (синергентическое единство при работе с ребенком с ОВЗ психолого-педагогического, лечебного и социального воздействия);

- принцип прогностичности (следует целенаправленно, систематически, методически грамотно обсуждать с обучающимся его жизненные, профессиональные перспективы).

 

Особенности организации профессионального ориентирования в инклюзивных школах

 

Важным условием перехода к инклюзивной форме образования и его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, педагоги, оказывающие подобную поддержку, называются тьюторами (от англ. tutor - наставник, опекун; лат. tueor - наблюдение и забота).В нашей школе  введена должность тьютора

 

Тьютор - это лицо, которое организует условия для реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося, и именно эта функция является главной для тьюторства в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В инклюзивном образовании тьютор выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы, помогая ребенку, контролируя его состояние, поддерживая его как в образовательном процессе, так и коммуникативном плане.

 Тьютор выступает в качестве специалиста, который организует условия для успешной адаптации ребенка с ОВЗ, его эффективной включенности в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.. В идеале учитель разделяет ответственность с тьютором за качество образовательного процесса,  тьютор облегчает методическую нагрузку учителя.

Таким образом, задачей образовательной организации инклюзивного типа  является создание  особой социально-психолого-педагогической среды функционирования учебно-воспитательного процесса, в которой   организованы оптимальные условия для личностного развития каждого "нетипичного" обучающегося с учетом специфики его нозологии. С другой стороны, необходимо создать такую атмосферу, в которой бы учащиеся с нормальным развитием (как писали ранее в медицинских справках "практически здоровые") научились бы понимать, принимать "нетипичных" учащихся, сотрудничать и взаимодействовать с ними по достаточно широкому спектру различных видов деятельности. Создание безбарьерной среды, зон отдыха, кабинетов логопедии, психологии, лечебной физкультуры отвечающим всем требованиям, - одна из первейших задач.

 Важна подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов готовых работать в инклюзивной среде,  службы психолого-медико-педагогического сопровождения (психологи, социальные педагоги, медицинские работники, педагоги-дефектологи) В круг функциональных обязанностей данных специалистов  входит работа (в вариативных формах: индивидуальные беседы, тренинги, семинары, и т.д.) по социально-психологической (в некоторых случаях и по специально-методической) поддержке педагогов, учителей, членов семей учащихся с ОВЗ; предоставление субъектам инклюзивного образовательного процесса необходимой ситуативной консультативной помощи социально-психологического, методического, социально-медицинского, социально-педагогического характера.

Таким образом, образование детей с ОВЗ и инвалидностью является одним из приоритетов в деятельности  МОУ Усть-Ордынская СОШ №2


Нормативно-правовые документы


 

Федеральные документы
Региональные документы
Муниципальные документы
Документы МОУ Усть-Ордынской СОШ №2

Материалы районного семинара "Реализация ФГОС НОО для детей с ОВЗ и УО (интеллектуальными нарушениями). Коррекционно- развивающая работа с детьми с нарушениями интеллекта"

Ученик не сосуд, который надо заполнить,

а факел который надо зажечь!