Моя педагогическая философия
«Педагог должен быть добрым, но без слабости,
требовательным, но без придирчивости,
ласковым, но без приторности,
допускать шутку, но не
превращать серьезное
дело в шутку»
К.Д. Ушинский
Каким быть учителю в современном обществе? Чему учить подрастающее поколение? Как учить? Чего мы хотим от современного образования? Я часто задумываюсь над этими вопросами.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но роль учителя, остается неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на главные жизненные вопросы.
Учитель должен быть примером во всем. Профессиональные знания, полученные в институте, конечно же, важны. Но не менее ценно, если в учителе видят человека, друга.
Чтобы быть настоящим другом для ребят, учитель должен быть способен эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир, понимать их мысли и чувства. Пожалуй, это и есть главная задача педагога - создать условия для раскрытия индивидуальности каждого учащегося, помочь ему реализоваться в учебе, общении и совместной деятельности.
Учитель - связующая нить между прошлым и будущим. След человека - не только посаженные деревья и построенные дома. Тленны железо и камень, нетленно другое ... Все, что тобой сделано, остается жить в тебе самом и в других людях, передается из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность. И с этой точки зрения учительская профессия - профессия счастливых людей.
Почему именно такой жизненный путь выбрала для себя? Часто размышляю над этим вопросом. Наверное, так предначертано судьбой. С детства мечтала стать учителем. Первое направление в профессии - это основные ценности, вечные и неизменные категории: доброта, любовь, справедливость, честность, требовательность. Быть доброй, но не добренькой, позволять и помогать ученику реализоваться, но не пускать все на самотек. Подбирать для каждого свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки. Ведь ученики - это мы, помолодевшие на 20-30 лет. Мы - это они, постаревшие на этот же срок. Только вертикальное доверие делает их и нас частью целого. Второе направление - постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, преодолевать себя.
Третье направление - спешить передать свои знания, учить не поучая, помня заповедь Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться». Три основных направления моей философии, надеюсь, как три кита, будут поддерживать меня в будущем, потому что учитель - это не профессия, а образ жизни. Я считаю, что в школе должны работать только те люди, которые любят именно подростковый возраст. И что не менее важно, учитель непременно должен быть оптимистом по натуре. Как бы ни было порой трудно, никогда нельзя опускать руки, ведь школа - это своего рода присяга на верность подрастающему поколению и ощущение огромной ответственности за их взрослую жизнь.