Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
^Back To Top
Get Adobe Flash player

ГосУслуги

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Вход на сайт

 

Организация коррекционной работы учителя-логопеда МОУ СОШ №2.

       Основной обязанностью учителя–логопеда являетсяпервичное обследование речи учащихся,  касающееся  не только произношения, но также состояния слуха, понимания речи, словаря, грамматического строя, темпа речи, плавности ее и навыков чтения и письма в соответствии со школьным стажем обследуемого ребенка. Учащиеся с дефектами речи обследуются более подробно.
   Из числа подробно обследованных учащихся логопед отбирает, нуждающихся в логопедической помощи в первую очередь, остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых логопатов.
   Критерием такого распределения учащихся в отношении очередности является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости логопата.
   Первоочередному включению подлежат учащиеся произношение, которых мешает их речевому общению и усвоению чтения и письма, учащиеся, страдающие гнусавостью, дизартрией, тяжелыми формами заикания и учащиеся алалики.
   Отмечается также отношение ребенка к своим речевым затруднениям.  Организация и проведение в соответствии с учебным планом занятий (индивидуальных и фронтальных) по устранению дефекта речи у учащихся. Всестороннее развитие речи обучающихся.
  На учителя-логопеда  коррекционных и компенсирующих классов школы возлагаются следующие обязанности:
- обследование речи у всех учащихся данной школы и отбор учащихся, нуждающихся в специальных логопедических занятиях;
- организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с отобранными детьми-логопатами;
- осуществление контакта с учителями и воспитателями коррекционной школы (посещение уроков, доклады на методических совещаниях консультации и т.д.);
- консультационная работа с родителями тех учащихся-логопатов, с которыми он ведет занятия. Важное значение для повышения успеваемости в исправлении речи учащихся имеет контакт логопеда с родителями своих учеников. Эти связи осуществляются как путем личного контакта с отдельными родителями, так и путем участия в родительских собраниях. Таким образом очень часто удается вовлечь родителей в логопедическую работу со своими детьми, т.е. обеспечить правильный подход в отношении речи ученика в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом;
- ведение документации и отчетности;

-участие в психолого-педагогическом консилиуме школы.

  Основные направления в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья это:

- коммуникативная сторона речи;

- овладение связной речью;

- обогащение словарного запаса.

 Отбор детей в компенсирующие и коррекционные классы проводится на основе диагностирования психолого-педагогического консилиума  школы и направлением детей на  областную психолого-медико-педагогическую комиссию. После решения комиссии дети распределяются по наличию дефекта по классам. Психолого-педагогический консилиум создается в образовательном учреждении приказом директора. В состав психолого-педагогического консилиума входят заместитель директора  учебно-воспитательной работе, учителя компенсирующих классов,учитель-логопед, психолог и другие специалисты.

Областная психолого-медико-педагогическая комиссия определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимися.

По итогам логопедической работы, за первое полугодие, выпущены 2 учащихся вторых классов. Наблюдается положительная динамика в написании итоговых письменных работ ещё у двух учащихся начальных классов. По итогам третьей четверти выпускаются 3 учащихся.

Обращает на себя внимание тот факт, что среди выпущенных с  логопункта  детей, имеются такие, которым вновь требуется помощь, а, точнее сказать, логопедическая поддержка  для устранения трудностей школьного обучения.

Выводы:

1. Трудность состоит в том, что нет единой утвержденной программы работы с детьми с нарушениями речевого развития. Приходится опираться на различные литературные источники.  Каждый логопед работает по ему удобным разработкам.

         На практике часто невозможно «вписаться» в строго установленные рамки прохождения материала, т.к. это обусловлено особенностями  развития каждого отдельно взятого ребенка или группы детей. Всякий раз это по-разному.  Кроме того, работа логопеда –  это, прежде всего коррекция, и если ребенок не усваивает какой-либо материал, то нет  смысла продвигаться дальше.

2. Следует отметить, что на успешность коррекционной работы влияют разнообразные факторы: это и опыт работы педагога, и повышение квалификации, и использование современных методов и приемов диагностики и коррекционной помощи.

Но в целом следует отметить, что эффективность логопедической работы зависит, к сожалению, не всегда  только от усилий и компетенции логопеда.

 

Проблемы:

         Подробное изучение и осмысление данного факта позволило выявить ряд причин:

-Дети, имеющие комплексные нарушения, у которых наряду с речевыми дефектами страдают процессы внимания, восприятия, сбалансированности нервных процессов.

- Низкий уровень сформированности эмоционально-мотивационной сферы детей-логопатов.

-Позиция современных родителей в условиях хронической занятости и неучастии их в процессе воспитания и обучения ребенка, а также непонимание взаимосвязи речевых нарушений у детей с их общей успеваемостью по предметам школьного цикла.

Пути решения проблем:

1. Принятие ответственности и ориентация, прежде всего, на эффект коррекционной деятельности, а не на своевременность прохождения тем в соответствии с рабочей программой

2. Тесное сотрудничество с учителями, родителями, администрацией для своевременного выявления детей  с речевой патологией (для предотвращения диагностической ошибки), организации посещаемости школьниками логопедических занятий, ответственного отношения к выполнению домашним работ.

3. Введение подготовительного блока занятий для первоклассников по совершенствованию базовых предпосылок к формированию письма и чтения (в течение двух последних недель сентября, а при необходимости и в течение 1 четверти).

-Тесное сотрудничество со школьным психологом – интегрирование коррекционной поддержки детям.

-Своевременная консультация у невролога и психиатра с целью назначения поддерживающего и корригирующего лечения и выбора правильного образовательного маршрута.

- Формирование более высокой мотивации через посильные задания, создание положительного микроклимата на логопедических занятиях, повышения самооценки каждого ребенка с речевой патологией, поощрения, а также осознание ребенком своего продвижения на каждом занятии.