Основной обязанностью учителя–логопеда являетсяпервичное обследование речи учащихся, касающееся не только произношения, но также состояния слуха, понимания речи, словаря, грамматического строя, темпа речи, плавности ее и навыков чтения и письма в соответствии со школьным стажем обследуемого ребенка. Учащиеся с дефектами речи обследуются более подробно.
Из числа подробно обследованных учащихся логопед отбирает, нуждающихся в логопедической помощи в первую очередь, остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых логопатов.
Критерием такого распределения учащихся в отношении очередности является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости логопата.
Первоочередному включению подлежат учащиеся произношение, которых мешает их речевому общению и усвоению чтения и письма, учащиеся, страдающие гнусавостью, дизартрией, тяжелыми формами заикания и учащиеся алалики.
Отмечается также отношение ребенка к своим речевым затруднениям. Организация и проведение в соответствии с учебным планом занятий (индивидуальных и фронтальных) по устранению дефекта речи у учащихся. Всестороннее развитие речи обучающихся.
На учителя-логопеда коррекционных и компенсирующих классов школы возлагаются следующие обязанности:
- обследование речи у всех учащихся данной школы и отбор учащихся, нуждающихся в специальных логопедических занятиях;
- организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с отобранными детьми-логопатами;
- осуществление контакта с учителями и воспитателями коррекционной школы (посещение уроков, доклады на методических совещаниях консультации и т.д.);
- консультационная работа с родителями тех учащихся-логопатов, с которыми он ведет занятия. Важное значение для повышения успеваемости в исправлении речи учащихся имеет контакт логопеда с родителями своих учеников. Эти связи осуществляются как путем личного контакта с отдельными родителями, так и путем участия в родительских собраниях. Таким образом очень часто удается вовлечь родителей в логопедическую работу со своими детьми, т.е. обеспечить правильный подход в отношении речи ученика в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом;
- ведение документации и отчетности;
-участие в психолого-педагогическом консилиуме школы.
Основные направления в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья это:
- коммуникативная сторона речи;
- овладение связной речью;
- обогащение словарного запаса.
Отбор детей в компенсирующие и коррекционные классы проводится на основе диагностирования психолого-педагогического консилиума школы и направлением детей на областную психолого-медико-педагогическую комиссию. После решения комиссии дети распределяются по наличию дефекта по классам. Психолого-педагогический консилиум создается в образовательном учреждении приказом директора. В состав психолого-педагогического консилиума входят заместитель директора учебно-воспитательной работе, учителя компенсирующих классов,учитель-логопед, психолог и другие специалисты.
Областная психолого-медико-педагогическая комиссия определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимися.
По итогам логопедической работы, за первое полугодие, выпущены 2 учащихся вторых классов. Наблюдается положительная динамика в написании итоговых письменных работ ещё у двух учащихся начальных классов. По итогам третьей четверти выпускаются 3 учащихся.
Обращает на себя внимание тот факт, что среди выпущенных с логопункта детей, имеются такие, которым вновь требуется помощь, а, точнее сказать, логопедическая поддержка для устранения трудностей школьного обучения.
Выводы:
1. Трудность состоит в том, что нет единой утвержденной программы работы с детьми с нарушениями речевого развития. Приходится опираться на различные литературные источники. Каждый логопед работает по ему удобным разработкам.
На практике часто невозможно «вписаться» в строго установленные рамки прохождения материала, т.к. это обусловлено особенностями развития каждого отдельно взятого ребенка или группы детей. Всякий раз это по-разному. Кроме того, работа логопеда – это, прежде всего коррекция, и если ребенок не усваивает какой-либо материал, то нет смысла продвигаться дальше.
2. Следует отметить, что на успешность коррекционной работы влияют разнообразные факторы: это и опыт работы педагога, и повышение квалификации, и использование современных методов и приемов диагностики и коррекционной помощи.
Но в целом следует отметить, что эффективность логопедической работы зависит, к сожалению, не всегда только от усилий и компетенции логопеда.
Проблемы:
Подробное изучение и осмысление данного факта позволило выявить ряд причин:
-Дети, имеющие комплексные нарушения, у которых наряду с речевыми дефектами страдают процессы внимания, восприятия, сбалансированности нервных процессов.
- Низкий уровень сформированности эмоционально-мотивационной сферы детей-логопатов.
-Позиция современных родителей в условиях хронической занятости и неучастии их в процессе воспитания и обучения ребенка, а также непонимание взаимосвязи речевых нарушений у детей с их общей успеваемостью по предметам школьного цикла.
Пути решения проблем:
1. Принятие ответственности и ориентация, прежде всего, на эффект коррекционной деятельности, а не на своевременность прохождения тем в соответствии с рабочей программой
2. Тесное сотрудничество с учителями, родителями, администрацией для своевременного выявления детей с речевой патологией (для предотвращения диагностической ошибки), организации посещаемости школьниками логопедических занятий, ответственного отношения к выполнению домашним работ.
3. Введение подготовительного блока занятий для первоклассников по совершенствованию базовых предпосылок к формированию письма и чтения (в течение двух последних недель сентября, а при необходимости и в течение 1 четверти).
-Тесное сотрудничество со школьным психологом – интегрирование коррекционной поддержки детям.
-Своевременная консультация у невролога и психиатра с целью назначения поддерживающего и корригирующего лечения и выбора правильного образовательного маршрута.
- Формирование более высокой мотивации через посильные задания, создание положительного микроклимата на логопедических занятиях, повышения самооценки каждого ребенка с речевой патологией, поощрения, а также осознание ребенком своего продвижения на каждом занятии.