Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
^Back To Top
Get Adobe Flash player

ГосУслуги

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Вход на сайт

 

Телевизор и дети

Какое действие телепередачи оказывают на ребенка?
До 3-4 летнего возраста детей привлекает лишь движение на экране. По мнению ученых различать реальное и воображаемое им трудно до 7 лет; с 4 до 7 преобладает идентификация: дети сопоставляют себя с любимыми героями и хотят быть на них похожими. После 7 лет они становятся способными соотносить телевизионные образы и сюжеты с реальностью. У них уже есть представление о времени и пространстве. И они учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Эти способности формируются полностью к 10 -11 годам, когда самым важным становится содержание увиденного. Примерно с этого возраста дети могут сами выбирать программы, которые будут смотреть, а так же сами делать перерывы в просмотре передач. В 12-13 лет телевидение успевает им настолько поднадоесть, что они переключаются на видеоигры. Очень важным становится содержание изображений, наступает новый этап идентификации. Отождествляя себя с видео и телегероями, дети предпочитают персонажей, которые поддерживают их «Эго»: мальчики - сильных и мужественных, девочки - красивых и соблазнительных.

С какого возраста детям можно смотреть телевизор без взрослых?
Примерно с 7 они могут делать это самостоятельно. Но вполне допустимо и в года 4 посадить ребенка одного смотреть кассету с мультиками. Родителям нужно направлять выбор ребенка, помогая ему взрослеть, познавать себя и окружающий мир, и телевидение не должно быть исключением из этого правила.

Какие передачи выбирать?
Дети должны смотреть только качественные телепередачи, сделанные профессионально и соответствующие их возрасту. Но в то же время ребенку гораздо лучше посмотреть вместе с родителями хороший фильм для взрослых (конечно, если в нем нет секса и насилия), чем один из бесконечных штампованных мультсериалов (хотя они и созданы специально для них).

Как установить «квоту на просмотр»?
С самого начала родителям следует договориться с ребенком о том, сколько времени он будут смотреть телевизор в течение дня, недели. Сосредоточьте внимание не на времени просмотра, а на содержании передач: вместе просматривайте телепрограмму, выбирайте диски. Это поможет ему ощутить себя участником выбора, а не пассивным зрителем. Пересматривайте договоренности раз в 2-3 недели. В обсуждении программы и времени просмотра (только в выходные дни, по пол часа ежедневно или как - то иначе) решающим должно быть слово родителей. Когда ребенок подрастет и будет готов сам выбирать программы, важно по-прежнему вместе обсуждать, что именно стоить смотреть.

 

Что делать, чтобы они соблюдали установленные правила?
Невозможно постоянно стоять у ребенка за спиной, особенно когда родители работают. Разумный выход - приучать к определенным правилам как можно раньше, пока ребенок еще маленький, тогда не придется потом применять «санкции». Всегда объясняйте ему свою позицию и причины, по которым вы ограничиваете время просмотра.

Ему нравятся глупые передачи. Что делать?
Родители имеют право запрещать какие-то передачи. Но то, что взрослые считают полной ерундой, не обязательно являются ею для ребенка. Прежде чем запрещать передачу, посмотрите ее вместе: это даст ребенку возможность объяснить, что именно ему в ней нравиться, а вам - с чем вы не согласны. Запрещать просто заявляя, что программа вас не устраивает. Неэффективно. Если вы аргументируете свою позицию, то и ребенок будет учиться объяснять свою; так вы поможете ему сформировать собственное суждение и умение его отстаивать.

Телевизор в детской: опасно ли это?
Детская - не место для телевизора. Включенный приемник превращается в обычный фон, и у ребенка остается меньше шансов найти для себя более полезные, развивающие занятия. Получив вкус к такому доступному удовольствию, он может не захотеть прилагать усилия к игре, чтению, размышлению, - что необходимо для формирования собственного образа мыслей.

Не тормозит ли телевидение их культурное развитие?
Пожалуй, главная вина телевизора в том, что он отнимает у детей время для игр, которые имеют огромное развивающее значение. Детям необходимо выражать в действии свои воображаемые представления, а телевидение предлагает им пассивно воспринимать чужие.

Значит все таки оно вредит? «Когда предлагаемые ребенку образы не мешают ему совершать свою работу, в них нет ничего плохого» - утверждал английский психоаналитик Дональд Винникотт. Важнее не то, что ребенок видит на экране, а то, что затем он делает с увиденным. Задача родителей - помочь ему употребить полученную информацию себе на пользу. И возможно, объяснить, что телевидение, как и любые изобретения нашей культуры, имеют свою обратную сторону.