Проект «Рядом с нами живут Ветераны!»
Реализация духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочной деятельности осуществляется через метод проектов. Наш проект «Рядом с нами живут Ветераны» реализуется в рамках патриотического воспитания «Я – Гражданин и Патриот» в системе образования и воспитания детей. Данный проект направлен на воспитание Гражданина-Патриота своей Родины, базовые ценности которого являются Человек, Отечество, Знание.
Наш проект долгосрочный, работа длится второй год.
Девизом проекта являются слова Валентина Распутина «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека»
Актуальность обусловлена тем, что история страны – это самая большая ценность в жизни народа. И память – одно из основных средств поддержания этой истории.
Слова Анатолия Приставкина: «Мир не потерян, если люди еще могут понимать друг друга», говорят о многом, в том числе и о единстве поколений, связанных друг с другом неразрывными нитями памяти.
Кажется, о каком единстве может идти речь, если ветеранов Великой Отечественной войны и современных школьников разделяет более семи десятков лет?
Задумавшись об этом, нами были поставлены актуальные вопросы:
Должна ли молодежь помнить о тех, кто своими жизнями оплатил сегодняшний день?
Что знают дети о тех трагических и героических страницах истории нашей страны, да и знают ли вообще?
Эти вопросы не относятся к числу праздных, а 70-летие Великой Победы – не повод, а ещё одна возможность с благодарностью вспомнить о тех, кто отстоял Отечество.
Перед началом работы над проектом в 2013-2014 учебном году в школе было проведено анкетирование учащихся 5-6 классов. Среди вопросов был и такой: «Надо ли помнить о событиях Великой Отечественной войны?» Результаты были следующие: 9 % детей не знают, как ответить на поставленный перед ними вопрос; 3 % отвечают категорично – нет; 88 % опрошенных утверждают, что помнить о событиях Великой Отечественной войны необходимо, но 27 % из них не может объяснить, почему... Поэтому тема проекта и стала актуальна для нас, и наш класс решил обратить внимание учащихся на эту проблему. Решение этой проблемы мы видим в пропаганде осведомленности о ВОВ, в проведении классных часов, в создании книги о ветеранах, проживающих в п. Усть –Ордынский, в издание сборников и буклетов, в подготовке празднования 70-летия Победы.
Для нас, данный проект – это стремление донести до молодого поколения мысль о том, что война, как писал Л.Н. Толстой, «… самое противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Нельзя с уверенностью сказать, что война 1941-1945 годов была последней. Такое может повториться где угодно, когда угодно и с кем угодно. Это особенно важно в свете последних событий в мире.
Знать, помнить, уважать – вот то, что может предостеречь людей от повторения ошибок такой масштабной и беспощадной войны. И, конечно, необходимо действовать: вести просветительскую деятельность, предлагать свою помощь ветеранам, ухаживать за памятниками- мемориалами.
Таким образом, цель проекта:воспитать у учащихся гражданско-патриотические чувства через проектную деятельность, направленную на подготовку празднования 70-летия Великой Победы и сохранить историческую память о ВОВ.
Чтобы добиться цели проекта, необходимо определить и задачи
Задачи проекта:
1) создать условия для личностно значимого участия учащихся и их родителей в подготовке празднования знаменательной даты – 70-летия Великой Победы;
2) обеспечить погружение учащихся в драматический период истории России – Великую Отечественную войну через цикл классных часов
3) углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне, познакомить их с историко-краеведческими и литературными материалами через участие в различных акциях и конкурсах
4) обеспечить неформальное общение учащихся с Ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, их родственниками;
5) воспитывать гуманность, уважение к человеческой личности, повышать уровень толерантности;
6) формировать у подрастающего поколения чувство благодарности к Ветеранам войны и тыла;
7) развивать творческие и исследовательские способности учащихся.
Реализация проекта стало образовательным событием, потому что оно значимо для каждого ученика.Мы являемся главными участниками проекта, также участниками проектаявляются
2. Классный руководитель 7 «л» класса
3. Родители учащихся 7 «л» класса
4. Учащиеся МОУ Усть - Ордынской СОШ №2
5. Педагоги МОУ Усть - Ордынской СОШ №2 (Алганаева Т.А., Урютова Е.Г., Богомолов Г.К.)
Участники проекта – это наши социальные партнеры
6. Ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны
7. Сотрудники школьной библиотеки (Тарханова М.Б и Мунханова Н.В.)
8. Сотрудники ОГБУК «Усть-Ордынская Национальная библиотека им. М.Н.Хангалова»
8. Сотрудники ОГБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»
9.Сотрудники СМИ - газета «Эхирит –Булагатский вестник»
Михеев Миша
Данный проект: долгосрочный (работа рассчитана на 2 года: 2013-2014, 2014-2015 учебный год)
Реализация проекта проходит в несколько этапов.
1.Организационный этап
2. Поисково-информационный этап
3. Проектно-деятельностный этап
4. Рефлексивно-аналитический этап
(см. приложение 1)
Реализация проекта проходит в 4 направлениях (см. приложение 2): 1.просветительская деятельность
2.исследовательская деятельность
3. издательская деятельность
4. социокультурная деятельность
Для решения 1 задачи (Условия для проявления активности участников проекта) МОУ Усть – Ордынская СОШ № 2 является благоприятной образовательно-воспитательной средойдля развития творческого и познавательного интереса участников проекта. Успешно реализуется воспитательная система школы программа воспитания и социализации учащихся, в рамках которой организуются различные конкурсы, митинги и акции для самореализации участников проекта, обеспечивающие психологическую комфортность и получение социального позитивного опыта.
И конечно же, условия для проявления активности учащихся создают и наши педагоги, привлекая нас к участию в мероприятиях школьного и районного уровня (см. приложение 3)
Управление проектом
Организаторами и ответственным за сопровождение и реализацию проекта являются классный руководитель, учащиеся и родители учащихся 7 «л».
Методическую помощь осуществляет заместитель директора по ВР Богомолова И.К.
При реализации проекта мы столкнулись с проблемами.
Задачи проекта могут быть частично недостигнуты под влиянием следующих рисков:
Риски проекта |
Меры по преодолению |
Организационные: ü несознательное отношение к выполнению заданий; ü слабая организация отдельных участников; ü отсутствие архивных материалов; ü болезнь или нежелание Ветеранов делиться воспоминаниями.
|
Различные методы стимулирования: ü создание положительной мотивации;
ü оказание методической помощи;
ü поиск родственников Ветеранов;
ü беседы – разъяснения (руководителя проекта с членами семьи и с самими Ветеранами «О значимости данного проекта в воспитательной деятельности подрастающего поколения»). |
Ресурсное обеспечение.
1. Информационные ресурсы
2. Человеческие ресурсы
3. Материально – технические ресурсы
Показатели оценки эффективности проекта
Объект оценивания |
Критерии |
Показатели, содержание |
Методики изучения |
Деятельность участников |
Степень активности участников в рамках реализации проекта
|
- количество участников, задействованных в проекте; -количество собранного материала |
- наблюдение -статистические данные
|
Исследовательские работы участников |
Качество выполнения исследовательских работ |
- мониторинг участия работ в конкурсном движении; - интерес участников к работам - содержание работ |
-статистические данные; -портфолио участников; -анкетирование обучающихся и участников; - наблюдение -анализ представленных материалов |
Взаимодействие с социумом |
Включенность в проект |
- охват участников - привлечение родителей к созданию работы |
-статистические данные -анализ творческих групп |
Формы достижения воспитательных результатов
Уровни сформированности результатов воспитания и социолизации:
Первый уровень -приобретение социальных знаний
Второй уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям.
Третий уровень – получение опыта самостоятельного общественного действия.
Условно эти уровни воспитания и социализации обучающихся можно представить таким образом:
1 уровень – Я ПОНИМАЮ
2 уровень – Я СТРЕМЛЮСЬ
3 уровень – Я ДЕЛАЮ
Перспективы реализации проекта
1) Изготовление участниками продуктов деятельности: мультимедийных презентаций, докладов, сообщений, статей, буклетов, сборников для дальнейшего использования их в воспитательном процессе ОУ.
2) Организация и проведение конференций по результатам поисковой и исследовательской деятельности в патриотическом направлении
3) Размещение материалов о Ветеранах войны и тружениках тыла на стендах, в средствах СМИ с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе ОУ для привлечения внимания подрастающего поколения
4) Создание информационного архива по итогам реализации проекта на электронных носителях и пополнение банка «Социальный / учебный проект класса»
Ожидаемые результаты реализации проекта к его окончанию (май 2015г)
- качественная подготовка к празднованию 70-летнего юбилея Великой Победы (участие в школьном концерте, вручение Ветеранам войны и тыла сборников писем «Благодарим за жизнь» и сборников стихов учащихся СОШ №2 «Строки, опалённые Войной»);
- повышение общего уровня культуры, толерантности и воспитанности всех субъектов учебно-воспитательного процесса;
- приобретение коммуникативных умений при общении и взаимодействии с людьми разного возраста;
- социальная активность учеников класса, их готовность принять личное участие в реализации проекта;
- участие и получение призового места в школьном конкурсе проектов
Результат– победители в номинации «Практическая ценность проекта»
- участие и получение призового места в районном смотре-конкурсе лучших учебных проектов, посвященных 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне «Мы этой памяти верны»
Результат – 2 место
К окончанию проекта мы планируем собрать отзывы, т.е получить социальную оценку проекта, она может быть дана:
ü Ветеранами, тружениками тыла Великой Отечественной войны и их близкими родственниками
ü Учащимися МОУ Усть – Ордынской СОШ № 2 в зависимости от степени их активной гражданской позиции
ü Семьями участников
ü Сотрудниками школьной библиотеки, ОГБУК «Усть- Ордынская Национальная библиотека им. М.Н.Хангалова», ОГБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», СМИ - газета «Эхирит –Булагатский вестник»
ü Педагогическим сообществом.
ü Управлением образования администрации МО «Эхирит-Булагатский район».
ü Другими представителями общественности
Заканчивая свое выступление, хочется сказать, что успешная реализация этого проекта была бы не возможна без участия родителей и учителей, без их поддержки и живого интереса к деятельности класса