Во исполнение распоряжения министерства образования Иркутской области от 31.10.2017 г. № 644-мр «О проведении мероприятий, направленных на исследование качества образования в Иркутской области на конец 2017 года и на 2018 год», с целью определения уровня сформированности метапредметных результатов в области осознанного чтения и работы с информацией, ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области», организует диагностику читательской грамотности учащихся 5-х классов.
Участие в диагностике принимают все муниципальные общеобразовательные организации Иркутской области.
Дата проведения диагностики: 15 февраля 2018 года
Итоговое собеседование для девятиклассников было введено в общероссийскую практику относительно недавно. В 2017 году говорение как часть ОГЭ по русскому языку было проведено в тестовом режиме – в эксперименте принимали участие школьники, представляющие Московскую область, Татарстан и Чеченскую Республику. После обработки результатов Ольга Васильева, возглавляющая Министерство образования и науки РФ, сообщила, что данная форма проверки знаний станет обязательной компонентой данного ОГЭ.
Более того, говорение будет предварительным этапом экзаменации, по результатам которого ученик будет допущен или не допущен к сдаче федеральной аттестации. Со временем планы министерства слегка изменились. Было озвучено, что 19 регионов страны пока что будут проводить собеседование на добровольной основе, без привязки его результатов к ОГЭ по русскому языку.
Однако расслабляться девятиклассникам еще рано. Учитывая, что в России образовательные реформы реализуются довольно быстро, можно предположить, что говорение еще могут сделать допуском к письменной части экзаменации. К тому же, некоторые полагают, что говорение не должно вызывать у девятиклассников никаких неудобств. Все они каждый день общаются со сверстниками и родителями, выражают свои мысли на уроках, смотрят фильмы и передачи на русском языке – а значит, могут свободно поддержать диалог.
Однако собеседование, как и любой другой экзамен, предполагает соблюдение строгих правил и норм. К тому же, далеко не каждый школьник умеет говорить красиво и правильно, используя грамотные интонации и литературные языковые приемы, применяя сложные конструкции и богатый словарный запас. Чтобы без труда пройти это испытание, стоит уделить время подготовке и понять, что будет входить в структуру собеседования по русскому языку в 2018 году.
Решение о включении устной части в ОГЭ по русскому языку было принято после того, как российские ведомства презентовали новую концепцию образования. С ее помощью планировалось улучшить преподавание русского языка и литературы для формирования у школьников навыков литературной речи.
Перед тем как ввести собеседование в программу ОГЭ, были опробованы несколько моделей этого испытания. Первая из них предполагала общение школьника с членами экзаменационной комиссии, а вторая – компьютерную форму с записью речи учеников при помощи соответствующего ПО. Тестовый вариант говорения, в котором в 2017 году приняло участие 1500 школьников, показал, что живое общение является предпочтительной формой аттестации.
Во время собеседования комиссия оценит коммуникативные навыки девятиклассников, выявит их способность к ведению диалога на заданную тему, умение осуществлять монологические высказывания, ретранслировать и пересказывать прочитанные тексты, грамотно применять интонационную окраску при донесении информации до собеседника. Основной акцент сделан на спонтанную речь, поэтому на подготовку к заданиям выделят не более минуты.
В общей сложности школьникам предстоит столкнуться с четырьмя видами заданий, в числе которых:
Дополнительные 2 балла можно будет заработать, соблюдая литературные языковые нормы при выполнении заданий номер 1 и 2. Отдельной оценки заслуживает речевое оформление ответов девятиклассника при ведении диалога и монолога – оно оценивается в 3 балла. Эти баллы являются особенно важными, ведь они составляют 36% от всех экзаменационных «очков».
20 декабря 2017г был организован и проведен практико-ориентированный семинар для учителей по теме «Формирование и оценка метапредметных результатов школьников средствами учебных предметов в условиях реализации ФГОС». Целью семинара было обеспечение условий для развития компетентности участников семинара в области формирования и оценивания метапредметных результатов школьников, обучающихся по ФГОС. В начале семинара заместитель директора школы Протасова Л.Г. познакомила участников с внутришкольной системой оценки метапредметных результатов учащихся и кратко представила основные мероприятия оценки, которые осуществляет ученик, учитель, мониторинговая служба школы. Далее в ходе семинара были рассмотрены основные вопросы проведения мероприятий оценки, которые осуществляет учитель в ходе урочной деятельности. Учитель начальных классов Итыгилова Лариса Владимировна в своем выступлении поделилась опытом формирования и оценки регулятивных умений младших школьников. Учитель русского языка и литературы Алганаева Татьяна Архиповна рассказала о технологии формирования УУД, а именно о схематизации художественного текста в контексте ФТОС. Учитель географии Ершова И.В. организовала с коллегами обсуждение видов универсальных учебных действий и их характеристику, далее привела примеры заданий для учащихся, способствующих формированию познавательных УУД на уроках географии. Учитель химии и биологии Монтотова Т.К. поделилась опытом по осуществлению экспертной деятельности учителя с помощью предложенного инструментария оценки (оценочный лист урока) по формированию и оценки регулятивных УУД. С целью практического использования инструментария оценки участникам семинара был предложен опыт Урютовой Е.Г. по теме «Формирование и оценивание метапредметных образовательных результатов школьников средствами проектов на уроках ИЗО». В результате работы мероприятия участники семинара имели возможность получить практический опыт осуществления экспертной деятельности по оценке структуры урока и деятельности учителя на уроке, а также освоили опыт создания условий и осуществления текущей оценки предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. По окончании семинара был организован рефлексивный анализ деятельности, в ходе которого были подведены итоги и отмечена высокая практическая значимость мероприятия, а также выражена благодарность его организаторам.
От души поздравляем
· Хичибееву Зинаиду Игнатьевну, учителя русского языка и литературы с присвоением высокого звания «Почетный работник сферы образования РФ»;
· Алтаеву Тамару Зандыновну, учителя географии с нагрудным знаком «80 лет Иркутской области»;
· Михайлову Светлану Михайловну, учителя физической культуры с нагрудным знаком «80 лет Иркутской области»;
· Протасову Л.Г., заместителя директора по УВР с Почетной грамотой Губернатора Иркутской области
Желаем успехов, здоровья, счастья!
Педагогический коллектив